6- http://statica2.obnovlenie.ru/foto/original/2014/05/20/e17a4fc14071707d0bb9301548017751.jpg

Франсхук: уголок Франции в Южной Африке

Eugene_10 | Культура, ЮАР

От Кейптауна, что находится практически на самом краю африканского континента, лучами расходятся дороги, по которым можно попасть в небольшие старинные городки и деревни - Паарл, Стелленбос, Саймонстаун, Франсхук... Всем им по три сотни лет и все они намного меньше Кейптауна. Каждый из них интересен по-своему, каждый имеет нечто такое, что отличает его от остальных. Так, в Паарле находится знаменитый памятник языку африкаанс; в Стелленбоше - один из престижнейших университетов, в Мюйзенберге - необычайно протяженный пляж. Франсхук же примечателен в первую очередь своим названием и своей историей.

Генрих "добрый король Анри" IV был хорошим правителем: он присоединил к Франции ряд земель, инициировал колонизацию Северной Америки и прекратил религиозные распри, издав в 1598 году Нантский эдикт, давший множество прав и свобод протестантам. Последнее деяние было особенно ценным: с одной стороны Франция еще помнила об ужасах Варфоломеевской ночи, с другой - экономика нуждалась в деятельных и трудолюбивых людях, протестанты же напротив стремились покинуть Францию.

Более 30 лет после этого католики жили в мире с гугенотами. Однако кардинал Ришелье и особенно Людовик XIV, известный как Король-солнце, продолжили преследование протестантов. В итоге в 1685 году французский монарх подписал эдикт Фонтебло, который был завуалированным разрешением продолжить насилие в отношении гугенотов. Католические священники рассыпались в благодарностях и любезностях, а протестанты с нескрываемым негодованием принялись покидать Францию, несмотря на запреты. Направлялись они в немецкие княжества, в Данию, Англию, даже Россию, но более всего - в Голландию.

Последствия для Франции были печальны: сотни тысяч энергичных и обеспеченных людей покинули страну; во многих районах захирела торговля и ремесла. Голландия же получила и рабочие руки и капиталы. Некоторые беженцы, перебравшиеся в Амстердам, решили продолжить свой путь: многие из них отправились в Америку, а небольшое число - около трех сотен, включая тех, кто еще был во Франции, - пожелало осесть в Капской колонии, где Ост-Индская компания благодушно предоставила им большой участок земли. В итоге в 1688 году первые гугеноты-колонисты ступили на южно-африканскую землю. Всего за четверть века в Капстад прибыло около двадцать судов с переселенцами из Франции. Их названия и фамилии крупнейших семей сегодня можно узнать на памятной стелле в саду близ Монумента гугенотам.

Сам Монумент - главная достопримечательность города. Спроектирован и возведен он был в середине XX века, причем среди авторов франкофонов не было - всё сплошь африканеры. Через несколько лет после установки статуи и колоннады рядом был открыт музей гугенотов. Здание, в котором разместилась экспозиция, - это точная копия старинного кейптаунского особняка. К французам он отношения не имеет, но в целом выглядит весьма аутентично.

Изначально Франсхук (иногда встречаются и другие варианты - Франчхук, Франшхук) представлял из себя небольшое поселение, по сути всего несколько ферм. Колонисты занимались в основном охотой и сельским хозяйством. Местность в ту пору называлась Олифантхук ("слоновий угол"). Однако уже скоро слоны перевелись, зато разрослись виноградники. Вообще первую лозу в ЮАР посадили сами голландцы еще в первые годы освоения земель близ Кейптауна. Однако не слишком искушенные выращивании винограда и виноделии, они получили лишь несколько бочек кислятины. В 1660-1680-ые результаты стали лучше, однако вино было по-прежнему посредственным. Иное дело - колонисты-французы: у них хорошо пошло сразу. К середине XVIII века топоним "Олифантхук" уступил место топониму "Франсхук" ("французский уголок"). Любопытно, что в то время, как местность насыщалась французскими названиями, сама культура переселенцев становилась все менее французской: колонисты все чаще перенимали голландские обычаи, все чаще использовали голландский язык. Уже к 1814 году, когда Капстад и прилегающие земли стали часть Британской империи, франкоговорящих жителей во Франсхуке было немного, хотя тонкие родственные связи с материнской землейощущаются до сих пор: в частности, во Франсхук еще в XIX веке нередко приезжали состоятельные французы, с конца XX века в городе отмечают День взятия Бастилии, а кое-где выращивают лаванду.

Практически все девятнадцатое столетие Франсхук жил мирной, даже пасторальной жизнью небольшого южно-африканского городка. Здесь не было ни крупных политических потрясений, ни сколько-нибудь значимых экономических коллизий. Центром жизни в Капской колонии по-прежнему был Кейптаун, очагом культуры - Стелленбосская школа, позже ставшая университетом; источником политической активности - расположенные к северо-западу от Франсхука молодые поселения буров, боровшихся (и небезуспешно!) за независимость от английской администрации. В самом Франсхуке продолжали появляться традиционные белые особняки, а в 1840-ые гг. выросло здание церкви.

Столь же неспешно шел процесс размытия этнического состава местного населения. Франсхук становился все более многонациональным: в городе и его окрестностях селились черные, "желтые" (представители некоторых южноафриканских племен с желтоватой кожей) и "цветные" (малайцы, индусы, а также дети от смешанных браков). Франсхук сегодня кажется городом, где много белых людей, в действительности же многие светлокожие тоже "цветные" по происхождению. Любопытно, что в расположенных неподалеку Паарле и Стелленбоше доля "реальных" белых выше. В значительной степени именно этническая пестрота вкупе с чудесными сельскохозяйственными условиями позволила Франсхуку превратиться в этакую маленькую мекку гурманов. Еще с середины XX века состоятельные жители Кейптауна стали ездить во Франсхук на выходные ради посещения местных ресторанов и прогулок по живописным тропам. После отмены апартеида слава южноафриканских вин стала стремительно расти, а вместе с нею росло и число туристов, стремящихся побывать во Франсхуке.

Экскурсии с дегустациями - вообще популярная забава в Западном Кейпе. Во Франсхуке под это дело даже запустили небольшой трамвай, курсирующий по старой железной дороге от винодельни к винодельне. Подобные поездки весьма приятны: наливают много и хорошо, к тому же многие винотеки представляют из себя целые частные музеи или настоящие шедевры ландшафтного дизайна. Скульптуры, картины, инсталляции - чего здесь только нет!.. Даже наш редакционный конь нашел брата по духу.

Но не только ресторанами и винодельнями славится Франсхук. В городе немало художественных салонов, бутиков и небольших галерей. Найти занавески а-ля прованс или винтажный светильник здесь проще простого. В общем, посетить Франсхук стоит.

19 мая 2014 г.

Комментарии:

Добавить комментарий