6- http://statica2.obnovlenie.ru/foto/original/2013/11/06/814f8c7cc9f864ef840e53a89857d21d.jpg

Прогулка по музею Антальи

Власти всякого турецкого города, претендующего на значимость, стремятся организовать музей и собрать в него экспонатов античной культуры, да побольше, побольше! При этом не имеет значения, идет ли речь о популярном курорте вроде Бодрума или о заурядном административном центре вроде Бурдура. Немного эллинских статуй, немного ликийских саркофагов, немного римских монет - и музейная коллекция готова.

На общем фоне музей Антальи, конечно, выделяется - и возрастом, и размерами, и системностью. В этом музее с греческими амфорами соседствуют только греческие амфоры, а рядом со статуями римского периода стоят статуи римского периода. Similis simili gaudet - музейщики выдерживают этот известный принцип. Оттого, вероятно, и много дней спустя впечатления от разных частей экспозиции не превращаются в некий единый мраморно-бронзовый монолит из мифов и идеальных человеческих пропорций.

Конечно, даже в таком музее есть экспонаты, заслуживающие внимания более, чем иные. Особняком в зале богов и геров расположена статуя Геракла. Найденная во время раскопок в Перге, проводившихся американскими и немецкими археологами, и датируемая II веком нашей эры, она представляет высеченную в мраморе копию знаменитой работы Лисиппа, выполненную им в бронзе еще во времена Александра Македонского. Греческий скульптор, которому античные предания приписывают 1500 работ, был одним из тех, кто завершил на невероятной, едва ли достижимой высоте целую эпоху классического древнегреческого искусства. Среди его последователей было немало талантливых мастеров, а среди его учеников нашелся даже творец одного из чудес света (делом всей жизни Хареса стало создание Колосса Родосского), да и вообще эллины создали еще немало чудесных произведений (до "Умирающего галла" до "Венеры Милосской"), однако превзойти глубину и выразительность всего творчества Лисиппа и его ровесника Праксителя ни им, ни римлянам оказалось не под силу. Зато пришедшие вместе с легионами в Малую Азию политики, меценаты и философы смогли по достоинству оценить наследие греков. В каждом крупном римском городе того периода были мастерские, в которых мастера создавали копии произведений прошлых веков. Перге исключением из общего правила не был и при численности населения более 40000 человек входил в число крупнейших полисов региона; именно на территории древнего города и нашли разбитую статую в 1981 году. Далее завертелась захватывающая история в духе авантюрных романов: статую незаконно вывезли в США, где она и всплыла в Бостонском музее. Начались долгие дипломатические препирательства, в итоге американцы (в качестве "жеста доброй воли") вернули верхнюю часть скульптуры туркам, причем решающую фазу переговоров показательно вел лично премьер-министр Эрдоган - чего не сделаешь ради рейтингов!? После ряда реставрационных и восстановительных работ Геракл занял свое место в музее.

Произведения Лисиппа древний историк Страбон не раз упоминает в своем знаменитом труде "География": созданные скульптором статуи украшали дворцы самых могущественных правителей и становились значимыми военными трофеями. В музее Антальи, как и в крупнейших музеях Европы (включая Эрмитаж) можно найти несколько копий его творений. Один из хранителей Санкт-Петербургской коллекции и тонкий знаток античного искусства Оскар Вальдгауэр о Лисиппе: "Судьба поставила Лисиппа перед великой задачей подвести итоги эллинской скульптуре и создать основу для будущего. Долгая жизнь в тени великих событий дала гениальному мастеру возможность решить проблему во всей ее широте. Мы преклоняемся перед великим творческим гением, таинственная сила которого не могла погибнуть ни в бурях позднего антика, ни в полумраке христианских мистерий, а возродилась с новой силой тогда, когда человеку было суждено воскреснуть к новой жизни".

Раскопки в Перге вообще существенно обогатили коллекции турецких музеев. Одних только статуй одетых женщин было найдено более десятка. Некоторых из них удалось персонифицировать (богини, родственники императоров, представители местной аристократии), иные остались безымянными. К числу первых относится статуя Юлии Соэмии (на фото - справа), красивой римлянски сирийского происхождения и по совместительству матери Гелиогабала - одного из худших императоров в истории всей империи. Женитьба на статуе, проституция(!), человеческие жертвоприношения - вот лишь малая часть его повседневных занятий, которым мать правителя, требовавшего отношения к себе как к живому божеству, лишь потакала. Немудрено, что на троне Гелиогабал не слишком задержался: юный император был убит вместе с матерью преторианцами в 222 году, их тела были выброшены на улицу, а имена - преданы проклятью памяти. Однако на востоке империи злодеяния семьи были не столь заметны, как в Риме, поэтому на территории Турции и Сирии регулярно находят надписи, посвященные Юлии Соэмии, или монеты с ее портретом.

Французский новелист XIX века Жан Ломбар в романе "Агония" дал весьма красочное и отвратительное описание нравов Юлии Соэмии: "Много также говорили о Сэмиас, матери Элагабала, высокорослой, прекрасной, но слабой властительнице Империи, дарившей свое внимание евнухам и возницам сына, его консулам, трибунам, патрициям, префектам и военачальникам... ненасытной в удовольствиях и опьяненной жаждой власти. Рассказывали о ее внезапных исчезновениях вместе со своими женщинами и даже о страшных находках – о прохожих, встреченных в пустынных улицах и убитых ею после того, как она им отдавалась." Рядовые римлянки вели себя несравнимо более сдержанно. В музее, помимо скульптур из Перге, можно также встретить статуи, найденные в Родиаполисе, Лимире, Сиде.

Недалеко от статуи Юлии Соэмии можно найти небольшой бюст, который также может иллюстрацией нетрадиционных сексуальных отношений, впрочем, куда более возвышенных и куда менее шокирующих общество. Речь об Антиное - прекрасном юноше из Вифинии, исторической области на севере современной Турции, встреченном однажды императором Адрианом, среди многочисленных славных дел которого - превращение памфилийского города Атталия в свою резиденцию. С тех пор в Анталье сохранились врата Адриана, а во множестве близлежащих полисов - арки, колоннады и статуи, созданные в его честь и в честь его юного любовника.

Судьба Антиноя сложилась трагично: сенаторы и высшие провинциальные чиновники относились к нему прохладно, император же обожал, причем обожал, по свидетельству римских историков, сверх всякой меры. Юноша погиб при загадочных обстоятельствах во время путешествия Адриана по Египту (официальная версия - утонул в Ниле). Опечаленный император приказал изготовить сначала несколько сотен, а потом и тысяч бюстов и статуй Антиноя, заодно обожествил его (фактически Антиной стал одним из последних богов античного мира, у которого сформировался свой самостоятельный культ) и дал одному из римских поселений в Египте имя Антинополь, руины которого сохранились до наших дней.
Бюст Антиноя в Анталье не входит число его лучших скульптурных портретов, дошедших до нас, - нос не уцелел. Однако в волосах и глазах можно заметить ту печальную красоту, которой восторгались современники.

После нескольких залов со статуями идут помещения, где размещены барельефы и саркофаги. От одного из них пришел в восторг наш редакционный конь:

Еще один понравился уже самой редакции:

Но самым интересным представляется небольшой и невзрачный мраморный домик. Найденный в 2000 года в Термессосе крохотный саркофаг оказался, по мнению археологов, ни чем иным, как гробницей домашнего питомца. В эпитафии даже упоминалась кличка пса: его звали Сефан.

5 ноября 2013 г.

Комментарии:

Добавить комментарий